Уэйн Шортер, новаторский саксофонист, чей поступательный импульс помог определить курс джаза, умер сегодня утром (2 марта) в Лос-Анджелесе, The New York Times сообщает, ссылаясь на публициста музыканта. Шортеру было 89 лет.
Шортер родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси, и в подростковом возрасте увлекался комиксами, кино и бибопом. Он также был вундеркиндом тенор-саксофона, получив музыкальное образование в Нью-Йоркском университете. Он достиг международной известности как игрок и композитор в 1960-х годах, работая с Art Blakey’s Jazz Messengers и Miles Davis Quintet, одновременно выпуская знаковые LP для Blue Note в качестве бэндлидера, среди треклистов которого такие ставшие уже стандартами «Footprints» и «Black Nile».
В конце 60-х годов он добавил в свой арсенал сопрано-саксофон и вместе с Дэвисом повел джаз в сторону авангарда, в итоге став основоположником поджанра фьюжн. По мере развития стилей в 70-х и 80-х годах собственная группа Шортера Weather Report направляла и преследовала различные итерации джаза. Его работа с Джони Митчеллом и Steely Dan помогла мастерам за пределами джазового мира выйти на новые, гармонически нюансированные стили, не связанные с рок- и фолк-ортодоксией.
Его работа в течение нескольких десятилетий с квартетом Уэйна Шортера продолжала исследовать и расширять внешние границы джаза. Он заработал множество «Грэмми», пополнив коллекцию, начатую в 1980 году, когда он выиграл в номинации «Лучшее исполнение джаз-фьюжн» за песню «8:30». Труд всей его жизни был признан во всем музыкальном истеблишменте: он был удостоен таких наград, как «Грэмми» за пожизненные достижения, стипендия Гуггенхайма, Полярная музыкальная премия 2017 года, а в следующем году — премия Kennedy Center Honors Award.