Depeche Mode почти завершили свое четвертое полное десятилетие и 14-й полноформатник, прежде чем из совместного творчества Мартина Гора и Дэйва Гэхана наконец-то получился альбом. Это был «You Move,» пульсирующий бит отброшенного электропопа, расположившийся в центре альбома 2017 года. Spirit, политическую трясину актуального негодования. На фоне этих лозунгов «You Move» был не совсем удачным дебютом, примечательным в основном тем, как он оформил нитяные отношения Гэхана и Гора. Во время этих сессий третий участник и промежуточный клей, Энди Флетчер, должен был быть физически удалять из студии, чтобы его более известные бывшие приятели могли свободно проветриться. «Если ты дашь мне что-то, что мы с тобой сможем сыграть», — вскоре насмехался Гэхан на их совместной песне. «Дай мне позвонить в твой колокольчик».
Однако второй соавторский трек этой пары меньше похож на обязательство или консультацию по браку, чем на зарю новой динамики. «Wagging Tongue» появляется в самом начале Memento Moriсамый активный альбом группы за последние два десятилетия, солнечные лучи секвенсоров Гора — идеальная фольга для его золотого голоса гота. Это эллиптическая история о риске, отчуждении и — медленно, неустойчиво, невероятно — обновлении. «Меня не переубедить», — поют они вместе ближе к концу, гармония Гора такая же волнистая, как его тотемические золотые волосы. «Поцелуй свои сомнения на прощание».
Сомнения, которые Memento Mori будет вообще существовать, было огромным. Как раз перед тем, как трио вновь собралось в студии Гора в Санта-Барбаре (и только после того, как Гэхан преодолел своё укоренившееся нежелание вновь собираться), Флетчер внезапно умер дома в Лондоне, основной сосуд из сердца, имея разорвался на части. Флетчеру было всего 60 лет, он был незаменимым «вибротехником» группы, маслом в её горячем двигателе. Хотя он не писал и даже не играл, Флетчер служил посредником для часто язвительной пары, которая играла, особенно когда Гэхан начал чесаться, чтобы добавить свои собственные песни в альбомы Depeche Mode, написанные Гором. Без него, задавались они вопросом, смогут ли они функционировать, не разваливаясь на части? «Нам пришлось… действительно реши, закончим ли мы?». Гор недавно сказал. MOJO. «Или мы продолжаем?» Они выбрали последнее, находя новые способы совместной работы, если не открывая совершенно новые звуки.
Эта темнота и сомнения — всегда вечно обновляющаяся жизненная сила Depeche Mode — пронизывают Memento Moriлучшие песни. Открывающая песня «My Cosmos Is Mine» разворачивается на мозаике из разбитых статичных и криосферных синтезаторов. В элегантном одеянии Скотта Уокера Гэхан отлично справляется с ролью рассказчика, который предпочёл бы, чтобы ему солгали, а не сообщили ещё больше плохих новостей. В этом есть что-то от The WallЗдесь есть политика, особенно когда раздаются крики «Нет войне!», но его животрепещущий вопрос симптоматичен для самой скорби: Сколько ещё ты можешь выдержать, смертный? «Не пялься на мою душу», — поет Гэхан, устойчивый и заряженный, как змея, ожидающая удара. «Я клянусь, что всё в порядке».